shapka

Мы в социальных сетях

OK60x60    VK60x60

foto 06 03 2023 07 44



info 4

Что необходимо знать о коррупции и мерах по ее предотвращению.

Коррупция — это незаконное использование своего служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды.

Также к коррупции относится: незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение или наделено полномочиями; дача, получение взятки, коммерческий подкуп.

Все эти действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией.

Примеры незаконного использования должностного положения

                Чиновник вымогает взятку за ускорение выдачи заключения о соответствии помещений требованиям, а также за выдачу заключения по допуску ряда сотрудников клиники к наркотическим средствам и психотропным веществам.

               Инспектор ДПС, используя свое право привлекать водителя к ответственности за административное правонарушение, вынудил водителя дать ему деньги.

               Должностное лицо продвигает на вышестоящую должность или предоставляет более престижное место службы (работы), содействует в получении поощрений и наград, ученой степени и т.д..

                    Какое антикоррупционное законодательство применять для                  

                                           противодействия коррупции.

Один из основных законов - это Закон о противодействии коррупции.                     "О противодействии коррупции" от 02.04.2013 № 309;          

Однако он далеко не единственный.

Для госорганов принято множество других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, которые содержат нормы о противодействии коррупции.

Приведем перечень основных «Антикоррупционных» документов.

                                           Федеральные законы:

1."О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ;

2. "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ;

3."Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ;

4."Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17.07.2009 N 172-ФЗ;

5."О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 03.12.2012 N 230-ФЗ;

6."О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" от 07.05.2013 N 79-ФЗ.

Указы Президента Российской Федерации:

1."Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" от 12.08.2002 N 885;

2."О мерах по противодействию коррупции" от 19.05.2008 N 815;

3."О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (вместе с Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон") от 25.04.2022 N 232;

4."Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" от 18.05.2009 N 557;

           5."О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" от 18.05.2009 N 559;

           6.»О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 18.05.2009 N 558;

           7."О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" от 21.09.2009 N 1065;

          8."О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" от 21.07.2010 N 925;

          9."О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" от 01.07.2010 N 821;

         10."О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" от 02.04.2013 N 309;

          11."О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 02.04.2013 N 310;

          12."Вопросы противодействия коррупции" от 08.07.2013 N 613;

          13."Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" от 23.06.2014 N 460;

          14."О некоторых вопросах противодействия коррупции" от 08.03.2015 N 120;

           15."О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" от 15.07.2015 N 364;

           16."О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы" от 16.01.2017 N 16.

                        Постановления Правительства Российской Федерации:

       1."Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 26.02.2010 N 96;

        2."О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" от 05.07.2013 N 568;

       3."О Порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации" от 09.01.2014 N 10.

                   Как проводится профилактика коррупции в госоргане

           Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. "а" п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).

           Основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции.

           Исходя из этих мер в госоргане должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д.

          Также нужно проводить работу с сотрудниками по формированию нетерпимости к коррупции.

                          Как осуществляется борьба с коррупцией

            Борьба с коррупцией, так же как и профилактика, заключается в ее выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).

             Этим, как правило, занимаются правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России и т.п. Координирует эту деятельность Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ч. 6 ст. 5 Закона о противодействии коррупции).

              Генеральная прокуратура РФ в рамках мер по борьбе с коррупцией взаимодействует:

- с компетентными органами иностранных государств, когда уполномоченные должностные лица госорганов, органов местного самоуправления и организаций проверяют соблюдение ограничений, запретов и требований в рамках антикоррупционного законодательства (ч. 6.1 ст. 5 Закона о противодействии коррупции);

-   Центральным банком РФ, к примеру, посредством запросов. На основании них Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства или к иностранному регулятору финансового рынка за необходимой информацией (ст. ст. 51.2, 51.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ).

 Как минимизируются (ликвидируются)

  последствия коррупции

         Меры по минимизации (ликвидации) последствий коррупции законом не определены, но они напрямую связаны с ее профилактикой. Вы можете определить их, например, в плане противодействия коррупции.

         К таким мерам можно отнести, в частности, своевременное выявление коррупции или ротацию кадров.

          С информационно-аналитическими материалами по вопросам противодействия коррупции вы можете ознакомиться в системе "Посейдон".                

           Формирование таких материалов по запросам пользователей этой системы - одна из ее задач. Порядок подключения к системе "Посейдон" определяет ее координатор (п. п. 5, 25 Положения о государственной информационной системе "Посейдон").

          Кроме того, вы можете воспользоваться Единой информационной системой управления кадровым составом госслужбы РФ (https://gossluzhba.gov.ru/). С помощью подраздела "Противодействие коррупции" можно, например, осуществлять мониторинг законодательства РФ о противодействии коррупции, знакомиться с информационно-справочными материалами по вопросам противодействия коррупции (п. 24 Положения о федеральной государственной информационной системе).  

 На официальном сайте Минтруда России https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/21 можно найти методические материалы, касающиеся возможности приобретения гражданскими служащими ценных бумаг (Письмо от 22.09.2022 N 28-7/10/В-12862).

Минтруд России считает необходимым развивать систему поощрения гражданских служащих, сообщивших о попытках их склонения к коррупционным правонарушениям (Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа" (утв. Минтрудом России)).

 Отметим, что Минтруд России определил меры по предупреждению коррупции в организациях.

К ним, в частности, относятся:

- разработка и принятие антикоррупционной политики организации;

- назначение подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции;

- оценка коррупционных рисков;

- выявление и урегулирование конфликта интересов. Для реализации этой меры целесообразно разработать и утвердить положение о регулировании конфликта интересов;

- установление для соответствующей области деятельности работников антикоррупционных стандартов (стандартов и кодексов поведения), то есть единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в этой области (п. 5 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Антикоррупционные стандарты для работников рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;

- проверка контрагентов и включение антикоррупционной оговорки в договоры;

- антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок;

- информирование, консультирование и обучение работников по вопросам предупреждения коррупции;

- установление каналов получения информации о возможных коррупционных правонарушениях (например, мониторинг подразделением (сотрудниками), ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и соцсетях);

- внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета;

- взаимодействие с правоохранительными органами и иными госорганами в целях противодействия коррупции;

- участие в коллективных антикоррупционных инициативах;

- мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции.

И.о. прокурора района

юрист 1 класса                                                                                    Е.Е. Полищук